Дорогие друзья!
Уважаемые коллеги!
С 11 по 13 февраля на базе Государственного социально-гуманитарного университета (г.Коломна) прошла Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека». 163 участника представляли Российскую Федерацию, Австралию, США, Францию, Германию, Белоруссию, Приднестровскую республику (Молдова), Южную Корею. География очных участников конференции из России тоже впечатляет: от Дальнего востока (ДФГУ, Владивосток) до Краснодара.
Сразу скажем, что это было уникальное по форме и содержанию событие!
Во-первых, тема конференции. На первый взгляд – довольно привычный тезис о взаимодействии человека с современными технологиями. И, кажется, что только ленивый не обсудил то, как мы их используем, для чего и как часто. Но вся интрига в том, что за нейтральной формулировкой организаторы сумели увидеть и предложить аудитории невероятно широкий контекст, границы которого на сегодняшний день, пожалуй, трудно установить.
Во-вторых, формат мероприятия. Он также заслуживает отдельного внимания. Организация конференции покорила разнообразием форм участия. Обсуждение проблемных вопросов велось как в традиционном порядке — пленарные доклады с последующими вопросами, секционные заседания, круглые столы с очным непосредственным участием докладчиков, — так и в более современной форме – дистанционного участия исследователей из разных стран с помощью цифровых технологий и мультимедийных средств.
В-третьих, содержание двух дней работы. Это был бесконечный обмен мнениями, идеями, споры, аргументы, часто – эмоции и поток сознания, ибо, действительно, — ни одного равнодушного. Главная, очень важная находка организаторов – объединение исследователей из самых разных областей гуманитарного и естественнонаучного знания. Все мы, занимаясь своими специфическими и часто очень узконаправленными исследованиями, даже не пытаемся вырваться из собственной плоскости размышлений и представлений. Мы работаем, четко следуя научной парадигме своей науки, пользуемся накопленным до нас знанием в нашей же науке, лишь фрагментарно связывая и соотнося его с областями человеческого знания, которые, вроде бы и не совсем имеют к нам отношение. Опыт прошедшей конференции показал и в очередной раз проиллюстрировал, что на современном этапе наука может быть только междисциплинарной, мультинаправленной, многомерной и многовекторной. Масштаб междисциплинарности конференции был поистине впечатляющим! Здесь принимали участие исследователи – теоретики и практики – из области психологии, философии, педагогики, медицины, лингвистики, социологии, культурологи, математики. Не это ли истинно научное обсуждение; истинно научный подход!
Этот же междисциплинарный принцип был применен к выбору ведущих на пленарных и секционных заседаниях. Разноплановость их научных интересов и областей исследования позволили сделать каждый отдельный фрагмент конференции особенным, отличным от других по стилю, форме, по расстановке научных акцентов. Так, 11 и 12 февраля заседания конференции поочередно вели Александр Евгеньевич Войскунский (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова), Калашников Сергей Глебович (кандидат философских наук, профессор ГСГУ), Лунькова Лариса Николаевна (доктор филологических наук, профессор ГСГУ), Малыгин Владимир Леонидович (доктор медицинских наук, профессор МГМСУ), Митина Ольга Валентиновна (кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В.Ломоносова), Ершова Регина Вячеславовна (доктор психологических наук, профессор ГСГУ).
Самыми яркими эпизодами трех дней стали открытые лекции профессора Манфреда Шпицера и профессора Акопа Погосовича Назаретяна.
Манфред Шпицер — профессор психиатрии, заведующий кафедрой психиатрии Университета г. Ульм, Германия, лауреат премий Немецкого общества психиатрии, психотерапии и неврологии. Господин Шпицер стал известен в мировом научном сообществе, а также в среде тех, кто задумывается о судьбах цифровой цивилизации, благодаря своей книге «Digitale Demenz: wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen», München: Droemer, 2012. Ее перевод на русский язык был сделан в 2014 году, и книга вышла под названием «Антимозг. Цифровые технологии и мозг», (Москва, Издательство АСТ, 2014). Основной тезис профессора заключается в том, что цифровые технологии — благо для тех, у кого есть образовательная база, тогда они действительно способствуют развитию и приобретению новых знаний. Но они губительны для детей, более того, легкость обращения с ними отучает трудиться, акцент делается на удовольствие: «Цифровые средства массовой информации и коммуникации полностью разрушили жизнь этих людей».
Тема лекции — «Digital Dementia: Risks and side effects of digital media use (Цифровое слабоумие: риски и побочные эффекты чрезмерного использования цифровых устройств)» — оказалась чрезвычайно интересной, а докладчик – невероятно увлеченным! Аудитория утопала в эмоциях, вопросах и спорах, забывая о времени и языке общения. К слову сказать, здесь хорошо потрудились переводчики и сделали все, чтобы языковой барьер был максимально стерт. Обсудить успели не все. Доклад стал поводом для дальнейшей дискуссии и в каком-то смысле задал ее направление.Акоп Погосович Назаретян – доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор международного университета «Дубна», руководитель Центра Мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН – человек потрясающего интеллекта и безграничного обаяния. Рассуждения профессора были построены вокруг его теории о том, что « … сознание, успевшее сделаться планетарным фактором, способно перерасти в фактор космологический, и решающим препятствием для этого могут стать не пределы управляемости масс-энергетического мира, а самоубийственная неготовность разума совладать с растущим инструментальным могуществом».Его лекция «Эволюционная сингулярность XXI века и глобальные сценарии» всецело захватила слушателей, ибо была многоаспектной по содержанию и доступной по форме.
Итогом трехдневного научного марафона стали не только расширение научного кругозора и практических навыков. Это яркие эмоции, это новые профессиональные контакты, это блестящие технические идеи и, что наиболее важно, это определение векторов развития в своем научном сообществе. Хочется сделать глубокий реверанс в адрес психологического факультета Государственного социально-гуманитарного университета за столь щедрый научный подарок! Искренне поблагодарить декана факультета Ильичеву Ирину Михайловну и заведующую кафедрой психологии Ершову Регину Вячеславовну за приглашение к сотрудничеству. Участие в конференции секций НОПриЛ «Язык и мышление» и «Стилистика и анализ дискурса» проходило в рамках круглого стола «Язык и сознание в информационном обществе». На нем работали доктора и кандидаты филологических и психологических наук, аспиранты и студенты. В обсуждении приняли участие преподаватели кафедры английского языка ГСГУ, коллеги из МГУ, Международного института менеджмента ЛИНК, члены Национального общества прикладной лингвистики – постоянные члены наших секций. Конференция позволила не только обсудить научные проблемы, но и наметить варианты дальнейшей работы секций. Опыт совместной работы с учеными из смежных отраслей знания оказался очень продуктивным. Полагаем, что обсуждение в таком формате является наиболее творческим и приглашаем коллег к участию в очередной XII Международной конференции НОПриЛ «Языки и культуры в современном мире», которая состоится 30 марта – 2 апреля 2016 года в г.Коломна на базе ГСГУ.
Лариса Николаевна Луньковадфн,
профессор кафедры английского языка