Аннотации и ключевые слова

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 2 (10) 2015

Акбилек Елена Анатольевна

К вопросу об эвфемизмах в лингвистике

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть эвфемизмы как лингвистическое явление на примере эвфемистических наименований Викторианской эпохи. Показано глубокое различие между эвфемизмами и табу, а также предложены наиболее употребительные слова и выражения в языке Викторианского периода, охватившие все сферы общественной жизни, что даёт право считать начало девятнадцатого столетия расцветом эвфемии.

Ключевые слова: эвфемизм, эвфемия, эвфемистические наименования, Викторианская эпоха.

 

Яковлева Светлана Анатольевна

К вопросу о теории малоформатного двуязычного словаря для специальных нужд

Аннотация: В статье поднимается вопрос о разработке теории малоформатного двуязычного словаря для специальных нужд в свете актуальности социолингвистической и лингвокультурной информации, полинациональности испанского языка и дивергентности лексики испаноамериканских вариантов, предлагаются параметры макроструктуры малоформатных словарей, приводится опыт анализа макроструктуры дорожных разговорников на примере представительных русско-испанских словарей-разговорников.

Ключевые слова: словарь-разговорник, теория лексикографии, дивергентность лексики.

Занина Елена Леонидовна

К вопросу о коммуникативно-смысловой структуре части “Выводы” научной статьи: контрастивный анализ англоязычных и русскоязычных статей по менеджменту

Аннотация: Статья отражает результаты контрастивного исследования структуры части «Выводы» научных статей по менеджменту на русском и английском языках, описанной через коммуникативные ходы и шаги. Исследование выявило принципиальную идентичность наборов ходов и составляющих их коммуникативных шагов, а также различия в частотности и тенденциях употребления ходов, шагов и их компонентов (среднем количестве, имплицитности / эксплицитности выражения и т.д.) в указанных языках.

Ключевые слова: коммуникативный ход, коммуникативный шаг, национальная специфика, научная статья, часть «Выводы».

 

Ильина Виолетта Александровна

Способы репрезентации антиценности одиночество в паремиологическом фонде русского языка

Аннотация: В рамках данной статьи анализируются способы репрезентации антиценности одиночество в паремиологическом фонде русского языка. В связи с чем было выделено 8 тематических групп паремий, объединенных общими компонентами содержания антиценности одиночество.

Ключевые слова: пословицы, поговорки, антиценность, одиночество.

 

Савинова Елена Константиновна

Когнитивно-коммуникативные аспекты эволюции жанра автореферата диссертационного исследования в советской и российской академической традиции

Аннотация: Обучая наших студентов тому, как писать работы в соответствии с западными академическими стандартами, важно не забывать нашу национальную академическую традицию и с уважением относиться к ней. На материале исследования более 200 авторефератов диссертаций, опубликованных в период с 1949 по 2014 гг. в статье рассматривается динамика изменения канонов написания текстов данного жанра. Отмечается постепенное усиление фокуса внимания на определенном наборе значимых элементов информации, делающих процесс коммуникации более эффективным. При этом демонстрируется сближение с принципами написания подобного вида текстов, принятыми в западном мире.

Ключевые слова: эффективная коммуникация, автореферат диссертации, фокус внимания, коммуникативная стратегия.

 

Чернякова Юлия Сергеевна

Эмотивные смыслы концепта «деньги» в английской и русской лингвокультурах

Аннотация: Главной задачей проведенного исследования явилось выявление эмотивных смыслов концепта «деньги» как фрагмента концептуальной картины мира носителей английского и русского языков. Это представилось возможным только в результате применения концептуального анализа, комплексного описания и смысловой структурации данного концепта. Исследовались различные языковые средства репрезентации концепта в английском и русском языках.

Ключевые слова: концепт, концептуальная метафора, гештальт, языковая картина мира.

 

Чеснокова Ольга Станиславовна

Семиотика романа Роберто Ампуэро «Последнее танго Сальвадора Альенде»

Аннотация: Роман современного чилийского писателя Роберто Ампуэро (р. 1953) «Последнее танго Сальвадора Альенде» (2012) посвящен трагическим событиям истории Чили – государственному перевороту 11 сентября 1973 г. и личности Президента Сальвадора Альенде, осмысленным средствами художественного текста и исповедального дискурса двух основных рассказчиков: бывшего агента ЦРУ и друга юности Президента. В статье реконструируются возможные семиотические коды произведения.

Ключевые слова: семиотика, художественный текст, Ампуэро, эстетический код, танго, чилийский национальный вариант испанского языка, южноамериканизм.

 

Букина Лилия Михайловна

Глобализация как разрушитель естественного лингвистического многообразия

Аннотация: В данной статье рассматриваются различные интерпретации процесса языковой глобализации, представлены причины и факторы появления «мегаязыка», предпринимается попытка анализа аргументов, доказывающих отрицательное и губительное воздействие глобального языка на другие языки и культуры, которые могут оказаться на грани исчезновения вследствие насаждения американского «культурного империализма».

Ключевые слова: глобализация, глобальный язык, нивелирование, исчезновение, лингвистическое многообразие.

 

Филиппова Ирина Николаевна

Об основах прагмалингвистики перевода в свете холистической методологии

Аннотация: В статье представлены некоторые соображения о необходимости расширения традиционных подходов к переводу и требований к переводчику с позиций современной практики межкультурного и межъязыкового общения, опосредованного переводом. Обоснована необходимость учета субъективных факторов перевода, показанная разными авторами в реальности перевода, в современной теории перевода. Показана значимость личностных свойств адресата ПТ для успешного решения переводческих задач в межкультурном общении. Предусмотрена новая роль языкового посредника с позиций антрополингвистики, которая может составить начала прагмалингвистики перевода.

Ключевые слова: коммуникация, прагмалингвистика, перевод, переводоведение, холизм.

 

Иванова Ольга Юрьевна

И.Ф. Анненский и «цивилизованное» образование (к 160-летию со дня рождения поэта и педагога)

Аннотация: В статье раскрывается актуальность педагогической концепции, на базе которой была сформирована русская классическая гимназия и которой руководствовался в своей педагогической деятельности известный русский поэт, переводчик и педагог И.Ф. Анненский.

Ключевые слова: И.Ф. Анненский, педагогическая деятельность, классическое образование.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 1 (9) 2015

Демина Виктория Александровна

Формирование умений работы с текстом на уроках домашнего чтения

Аннотация: В начале 21 века стандарты жизни активизируют необходимость владеть эффективными технологиями познания, культурой анализа и осмысления текстовой информации, навыками зрелого чтения. Домашнее чтение или беспереводное, коммуникативное чтение есть гибкое чтение про себя, «зрелое» чтение. Текст используется в качестве ориентировочной основы для деятельности по конструированию смыслов.

Ключевые слова: антиципация, перевод смысла в мини-текст, познание межкультурной действительности, внутренний поиск.

Иголкина Наталия Ивановна

Групповая динамика как фактор влияния на эффективность обучения иностранным языкам

Аннотация: Результативность обучения иностранным языкам в рамках коммуникативного подхода во многом определяется коммуникативными способностями обучаемого. Групповая динамика может, как способствовать, так и препятствовать развитию коммуникативных навыков обучаемых. Следовательно, факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности, являются ресурсами повышения эффективности обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: групповая динамика, коммуникативная компетенция, эффективность обучения иностранным языкам.

Короткова Елена Алексеевна

Совершенствование стратегий понимания в процессе видеопросмотра и чтения материалов экспериментального видеокурса студентами университета

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам комбинированного применения и совершенствования рецептивных стратегий понимания в процессе видеопросмотра и чтения материалов экспериментального видеокурса студентами университета. Эффективность стратегий и заданий в зависимости от функциональности учебных и видеоматериалов была апробирована в период 2011-2012гг. и 2013-2014 гг. и подтверждена данными исследования.

Ключевые слова: совершенствование, стратегии понимания в процессе видеопросмотра, стратегии понимания в процессе чтения, экспериментальный видеокурс, учебные материалы с заданиями, аутентичные видеоматериалы, экспериментальные данные.

 

Осиновская Людмила Михайловна

Стилистические средства выражения авторитарности педагога

Аннотация: Данная статья посвящена выявлению языковых особенностей стиля педагогического общения, а именно выявлению стилистических средств выражения авторитарности педагога. Автор последовательно и логически обоснованно приходит к выводу, что стилистика педагогического дискурса является важной характеристикой позиции педагога. В статье обозначаются основные характеристики авторитарного стиля педагогического воздействия. На основе проведенного контекстуального, лексико-семантического и грамматического анализа автор выявляет национально-культурную специфику вербальной репрезентации в английском языке авторитарной позиции педагога.

Ключевые слова: педагогический дискурс, педагогическая позиция, авторитаризм, стилистика дискурса.

 

Починок Татьяна Викторовна

Cоциокультурная компетенция: этнопсихологический компонент

Аннотация: В статье рассматривается влияние этнопсихологических особенностей носителя языка на процесс межкультурного общения. Определены типичные этнопсихологические особенности, характерные для носителей разных лингвокультур. Выявлены основные стратегии поведения, в которых реализуются этнопсихологические особенности носителя языка. Уточнено содержание социокультурной компетенции и выделен этнопсихологический компонент, который включает социокультурные знания, умения, способности и качества, которые обучаемый должен приобрести в процессе обучения.

Ключевые слова: межкультурное общение, социокультурная компетенция, этнопсихологические особенности, стратегии поведения, этнопсихологический компонент.

 

Тарева Елена Генриховна

Обучение пониманию в условиях неопределённости межкультурной коммуникации

Аннотация: Статья посвящена вопросу преодоления трудностей, возникающих в ходе межкультурной коммуникации и препятствующих взаимопониманию собеседников, принадлежащих к разным лингвокультурам. Одним из существенных факторов, влияющих на успешность межкультурного взаимодействия, является фактор неопределенности. В статье приводится классификация условий, определяющих возникновение и характер действия данного фактора, а также предлагаются пути разрешения соответствующих коммуникативных неудач.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, фактор неопределенности, неопределенность культуры, неопределенность познания, неопределенность коммуникации, ситуативная неопределенность.

Хотинская Анна Ивановна
Хотинская-Каллис Галина Александровна

Концепт игры в языке и мультлингвизм

Аннотация: Статья посвящена анализу концепта игры в языке. Автор рассматривает различные концепции игры в теории о языке, уделяя особое внимание проблеме мультилингвизма. Применение метода «культурных капсул» и описание традиций и общественных отношений, связанных с картиной мира страны изучаемого языка, способствует всестороннему развитию языковой личности студентов, так как формирует навык межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: Язык, игра, мультилингвизм, межкультурная коммуникация.

 

Цибизов Константин Сергеевич

Вежливость и социальная перцепция преподавателя иностранных языков современного вуза как квалификативные категории конструирования гендера

Аннотация: Изучение квалификативных параметров, отражающих конструирование социального пола преподавателя иностранных языков, позволяет выявить ряд существенных тенденций эволюции современного высшего образования в России. Данная статья посвящена анализу дифференциальных категорий вежливости, социальной перцепции, а также коммуникативной гибкости в их языковой экспликации сквозь призму построения гендера. В исследовании выявляются как устоявшиеся вербальные и невербальные маркеры социального пола преподавателя английского и немецкого языков, так и нетипичные элементы картины конструирования гендера, что свидетельствует о его дестереотипизации.

Ключевые слова: гендер, квалификативные категории, вежливость, социальная перцепция, коммуникативная гибкость, гендерная дестереотипзация.

 

Бобырева Наталья Николаевна

Эпонимы в специальном языке альпинизма

Аннотация: В статье описаны структурно-языковые, семантические и функциональные свойства простых и составных эпонимических единиц в русском и английском вариантах подъязыка альпинизма, проведен сравнительно-сопоставительный анализ. Материал представлен образованными при помощи имени собственного единицами дискурса альпинизма, а также иллюстрирующими их контекстами из специальной литературы, различными по темпоральным характеристикам.

Ключевые слова: эпоним, антропоним, топоним, термин, подъязык альпинизма.

Комарова Анна Игоревна

Пятиязычный словарь терминов «Туризм: природа-культура-путешествия»: особенности терминологии туризма

Аннотация. В статье описывается структура и организация изданного в 2013 году под эгидой Русского географического общества пятиязычного словаря туристских терминов «Туризм: природа – культура – путешествия» (авторы В.М.Котляков и А.И.Комарова). Излагается порядок терминографической работы, принципы систематического отбора терминов для словника, написания кратких дефиниций на русском языке, подбор эквивалентов на английском, французском, немецком и испанском языках, составление указателей. Объясняются особенности терминологии туризма: развитая синонимия, множество заимствований из английского языка и другие языковые характеристики.

Ключевые слова: лексикография, терминология, словарь, туризм, словарная дефиниция, словник, синонимия.

 

Фадеева Ирена Викторовна

Положительная оценка и другие виды квалификации (на материале фразеологических единиц с положительной оценкой в современном английском языке)

Аннотация. Тема статьи – положительная оценка и другие виды квалификации. Статья написана на материале фразеологических единиц с положительной оценкой в современном английском языке и раскрывает роль и место положительной оценки среди других видов квалификации, а именно количественной, квалификацией по параметрам важности – второстепенности, и по параметрам алетической модальности истина – ложь.

Ключевые слова: фразеологическая единица, положительная оценка, эмотивность, количественная квалификация, интенсификаторы, модальность важности, алетическая модальность.


Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 4 (8) 2014

Ерыкина Мария Андреевна

Формирование социокультурной компетенции на основе иноязычного песенного материала

Аннотация: В статье освещаются возможности использования аутентичных песен для развития социокультурной компетенции учащихся. Автор рассматривает изучение английского языка как иностранного и предлагает типологию заданий с целью продемонстрировать песенный потенциал для овладения языковыми и речевыми навыками.

Ключевые слова: аутентичная песня, социокультурная компетенция, аудирование, типология заданий.

 

Заварыкина Любовь Валерьевна

Формирование эффективных стратегий аудирования при обучении английскому языку для академических целей

Аннотация: В статье рассматривается опыт формирования эффективных стратегий аудирования у студентов магистратуры Московской школы социальных и экономических наук при обучении английскому языку для академических целей. Показано, что для улучшения восприятия на слух англоязычной аутентичной речи студентам необходима интенсивная практика аудирования контекстов профессиональной направленности и критический анализ используемых ими стратегий аудирования для определения наиболее эффективных.

Key words: English for Academic Purposes, macrostrategies for listening, microstrategies for listening, academic listening, listening difficulties.

 

Курбакова Марина Андреевна

Аутентичные методики преподавания английского языка

Аннотация: Освоение иностранного языка всегда связано с подбором соответствующих методик. Опыт обучения английскому языку экспертами-носителями данного языка является преимущественным. Его эффективное внедрение и использование в обучающих программах, включая федеральные, — один из ключевых вопросов преподавания английского языка в наши дни.

Ключевые слова: методические подходы, методика TBE, анализ нужд, поурочное планирование, традиционный коммуникативный и гуманистический методы обучения, исправление ошибок, аспекты языка.

 

Налётова Наталья Иннокентьевна

Экскурсия как форма обучения иностранному языку

Аннотация: На современном этапе цель обучения иностранным языкам состоит в обучении иноязычной речевой деятельности как средству межкультурного взаимодействия, что обусловливает поиск новых форм организации учебной деятельности. Одной из таких форм является экскурсия. Экскурсия позволяет изучающим язык комплексно использовать имеющиеся у них знания. Статья посвящена описанию методики подготовки и проведения занятия-экскурсии на иностранном языке.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения; мотивация к получению знаний; лексический фон; семантизация понятий; фоновые знания; автоматизация речевых образцов; сформированность речевых навыков.

 

Федотова Марина Геннадьевна

Ярославова Елена Николаевна

 

О формировании стратегической компетенции как составляющей лингво-информационной компетентности будущего профессионала в иноязычном образовании

 

Аннотация: Статья посвящена отдельным аспектам формирования стратегической компетенции будущего профессионала, которая рассматривается как важная составляющая его лингво-информационной компетентности. Представлены авторские определения понятий «стратегическая компетенция», «лингво-информационная компетентность», определена структура стратегической компетенции, описаны её функции, выявлено содержательное наполнение каждого из компонентов.

Ключевые слова: стратегическая компетенция, лингво-информационная компетентность, иноязычное образование.

 

Хотинская Анна Ивановна

Творчество Джозефа Шеридана Ле Фаню в фокусе литературоведческой критической дискуссии

Аннотация: Статья посвящена анализу творчества Джозефа Шеридана Ле Фаню с точки зрения литературоведческой критической дискуссии. Автор рассматривает творчество Ле Фаню   в контексте викторианских критических рецензий, уделяя особое внимание жанровой природе романов Ле Фаню. Через диалог высокой и низкой культуры автор исследует гибридную жанровую природу романов Ле Фаню.

Ключевые слова: сенсационный роман, готический роман, элитарность, массовость.

 

Волотовский Александр Аркадьевич

Традиции русской военной школы

Аннотация. Данная статья посвящена традициям Российской Военной Школы. Российская Высшая Военная Школа обладает богатейшим образовательным опытом и культурным наследием. Опора на накопленные знания, историю и традиции должна являться необходимой частью современной системы обучения. Это позволит избежать ошибок и существенно увеличить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: военная академия, военно-учебное заведение, воспитание, Екатерина II, офицер, Петр I, педагогическая традиция, русская армия, традиция.


Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 3 (7)

 

Хроменков Павел Николаевич

Конфликтообразующие темы в сакральных текстах

Аннотация: Статья посвящена исследованию конфликтообразующих тем (на лексическом уровне) в фундаментальных религиозных памятниках – Ветхом и Новом Заветах, Танах и Коране методом контент-анализа. Разграничение Ветхого и Нового Завета, как показал контент-анализ, было оправданным. Само развитие религиозной мысли направлено на минимизацию конфликтной составляющей. Одни конфликтосодержащие лексемы религиозных текстов имеют преходящий, историко-временной характер, другие, как, например, лексема «зло» относятся к фундаментальным основаниям религиозного мировоззрения.

Ключевые слова: текст, конфликт, контент-анализ, количественный, категория.

 

Собакин Аркадий Николаевич

Исследование голосового источника на основе импульсного преобразования речи

Аннотация: Импульсное преобразование речи позволяет перейти непосредственно от речевого сигнала (от осциллограммы) к импульсной последовательности, синхронной с периодом колебаний голосовых связок для озвученных участков речи. Форма выделенных импульсов полностью определяется колебательными характеристиками голосовых связок в процессе речеобразования. Приведены возможные модификации метода и результаты исследования естественных речевых сигналов.

Ключевые слова: импульс, осциллограмма, голосовые связки, речепроизводство.

 

Извольская Ирина ВадимовнаМуравьева Елена Олеговна

Краткий концептуальный анализ и особенности актуализации концепта ОППОЗИЦИЯ (OPPOSITION) в англо-американских печатных СМИ.

Аннотация. Целью данной статьи является когнитивный анализ концепта opposition (оппозиция), определение его основных характеристик и его репрезентация в различных контекстах. Концепт рассматривается в историко-лигвистической ретроспективе и в современной языковой картине мира. Материалом для исследования послужили статьи из английских и американских печатных СМИ.

Ключевые слова: концепт opposition (оппозиция), коннотация, концептуальный анализ, дискурс, языковая картина мира.

 

Хитина Марина Викторовна

Разновидности материала социальной новостной сети СМИ2

Аннотация. Статья посвящена исследованию материалов, представленных в социальной новостной сети СМИ2, их классификации. Разработанная база данных позволяет выявить их распределение в сети за определенный период.

Ключевые слова: социальная новостная сеть, база данных, классификация материала.

 

Заигрина Нина Анатольевна

Некоторые способы прагматического воздействия в публицистическом дискурсе (на материале английских СМИ)

Аннотация. Данная статья рассматривает некоторые лингвистические и экстралингвистические особенности и механизмы оказания воздействия на читателя в текстах СМИ. В работе проанализированы средства осуществления неявной оценки в текстах СМИ — числовой, эмоционально-оценочный коды, фоновые знания реципиента. Материалом для исследования послужили тексты статей журнала “ The Economist” за период март-август 2014 г.

Ключевые слова: прагматика, оценочность, имплицитная информация, числовой код, фоновые знания.

 

Ахренов Алексей Владимирович

Испанский язык панамы: языковая картина мира

Аннотация. Языковая картина мира (ЯКМ) – одно из ключевых понятий современной лингвистики. Каждый язык членит реальность по-свое­му и таким образом устанавливает элементы реально­сти, которые свойственны только данному языку. Однако происходит это не только при сопоставлении и противопоставлении разных языков, но и разных национальных вариантов одного многонационального языка. В данной статье рассматриваются основные особенности ЯКМ панамцев, особенности лексического состава и культурно-значимую лексику современного панамского национального варианта испанского языка.

Ключевые слова: испанский язык, национальный вариант, языковая картина мира, Панама.

Занина Елена Леонидовна

Коммуникативная стратегия самохарактеризации адресанта в тактиках интерпретации результатов научного исследования

(на примере англоязычных научных статей по теории менеджмента)

Аннотация. В статье рассматривается самопрезентация адресанта в интерпретации результатов исследования в англоязычной научной статье. Приводятся психолингвистические основания коммуникативной стратегии самохарактеризации как наиболее прямой составляющей стратегии самопрезентации, выделяются ее коммуникативные тактики. Предлагается взгляд на коммуникативные тактики интерпретации результатов исследования как на полифункциональные, одной из функций которых является самохарактеризация адресанта.

Ключевые слова: самопрезентация, самохарактеризация, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, тактики обсуждения результатов, письменный научный дискурс.

Хотинская Анна Ивановна

 Сведенборгианские мотивы, особенности нарратива и образ повествователя в романе Дж. Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас»

 

Аннотация. Статья посвящена анализу сенсационного романа Джозефа Шеридана Ле Фаню «Дядя Сйлас». В статье проанализированы особенности повествования в романе и образ повествователя. Главная характерная черта романа «Дядя Сайлас»– использование фигуры диегетического нарратора. Повествование ведется с точки зрения героини, которая повествует о своем прошлом опыте, что предполагает дистанцию между «я» повествующим и «я» повествуемым, и постоянное чередование более ограниченной и менее ограниченной перспективы видения. Автор статьи также рассматривает сведенборгианские мотивы в романе «Дядя Сайлас». Обращение к Сведенборгу в романе Ле Фаню противопоставляет творчество этого ирландского прозаика позитивистской традиции, доминировавшей в викторианской литературе.

Ключевые слова: сенсационный роман, готические мотивы, сведенборгианизм.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 3 (7) 2014

 

Хроменков Павел Николаевич

Конфликтообразующие темы в сакральных текстах

Аннотация: Статья посвящена исследованию конфликтообразующих тем (на лексическом уровне) в фундаментальных религиозных памятниках – Ветхом и Новом Заветах, Танах и Коране методом контент-анализа. Разграничение Ветхого и Нового Завета, как показал контент-анализ, было оправданным. Само развитие религиозной мысли направлено на минимизацию конфликтной составляющей. Одни конфликтосодержащие лексемы религиозных текстов имеют преходящий, историко-временной характер, другие, как, например, лексема «зло» относятся к фундаментальным основаниям религиозного мировоззрения.

Ключевые слова: текст, конфликт, контент-анализ, количественный, категория.

 

Собакин Аркадий Николаевич

Исследование голосового источника на основе импульсного преобразования речи

Аннотация: Импульсное преобразование речи позволяет перейти непосредственно от речевого сигнала (от осциллограммы) к импульсной последовательности, синхронной с периодом колебаний голосовых связок для озвученных участков речи. Форма выделенных импульсов полностью определяется колебательными характеристиками голосовых связок в процессе речеобразования. Приведены возможные модификации метода и результаты исследования естественных речевых сигналов.

Ключевые слова: импульс, осциллограмма, голосовые связки, речепроизводство.

 

Извольская Ирина Вадимовна
Муравьева Елена Олеговна

Краткий концептуальный анализ и особенности актуализации концепта ОППОЗИЦИЯ (OPPOSITION) в англо-американских печатных СМИ.

Аннотация. Целью данной статьи является когнитивный анализ концепта opposition (оппозиция), определение его основных характеристик и его репрезентация в различных контекстах. Концепт рассматривается в историко-лигвистической ретроспективе и в современной языковой картине мира. Материалом для исследования послужили статьи из английских и американских печатных СМИ.

Ключевые слова: концепт opposition (оппозиция), коннотация, концептуальный анализ, дискурс, языковая картина мира.

 

Хитина Марина Викторовна

Разновидности материала социальной новостной сети СМИ2

Аннотация. Статья посвящена исследованию материалов, представленных в социальной новостной сети СМИ2, их классификации. Разработанная база данных позволяет выявить их распределение в сети за определенный период.

Ключевые слова: социальная новостная сеть, база данных, классификация материала.

 

Заигрина Нина Анатольевна

Некоторые способы прагматического воздействия в публицистическом дискурсе (на материале английских СМИ)

Аннотация. Данная статья рассматривает некоторые лингвистические и экстралингвистические особенности и механизмы оказания воздействия на читателя в текстах СМИ. В работе проанализированы средства осуществления неявной оценки в текстах СМИ — числовой, эмоционально-оценочный коды, фоновые знания реципиента. Материалом для исследования послужили тексты статей журнала “ The Economist” за период март-август 2014 г.

Ключевые слова: прагматика, оценочность, имплицитная информация, числовой код, фоновые знания.

 

Ахренов Алексей Владимирович

Испанский язык панамы: языковая картина мира

Аннотация. Языковая картина мира (ЯКМ) – одно из ключевых понятий современной лингвистики. Каждый язык членит реальность по-свое­му и таким образом устанавливает элементы реально­сти, которые свойственны только данному языку. Однако происходит это не только при сопоставлении и противопоставлении разных языков, но и разных национальных вариантов одного многонационального языка. В данной статье рассматриваются основные особенности ЯКМ панамцев, особенности лексического состава и культурно-значимую лексику современного панамского национального варианта испанского языка.

Ключевые слова: испанский язык, национальный вариант, языковая картина мира, Панама.

 

Занина Елена Леонидовна

Коммуникативная стратегия самохарактеризации адресанта в тактиках интерпретации результатов научного исследования

(на примере англоязычных научных статей по теории менеджмента)

Аннотация. В статье рассматривается самопрезентация адресанта в интерпретации результатов исследования в англоязычной научной статье. Приводятся психолингвистические основания коммуникативной стратегии самохарактеризации как наиболее прямой составляющей стратегии самопрезентации, выделяются ее коммуникативные тактики. Предлагается взгляд на коммуникативные тактики интерпретации результатов исследования как на полифункциональные, одной из функций которых является самохарактеризация адресанта.

Ключевые слова: самопрезентация, самохарактеризация, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, тактики обсуждения результатов, письменный научный дискурс.

 

Хотинская Анна Ивановна

 Сведенборгианские мотивы, особенности нарратива и образ повествователя в романе Дж. Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас»

Аннотация. Статья посвящена анализу сенсационного романа Джозефа Шеридана Ле Фаню «Дядя Сйлас». В статье проанализированы особенности повествования в романе и образ повествователя. Главная характерная черта романа «Дядя Сайлас»– использование фигуры диегетического нарратора. Повествование ведется с точки зрения героини, которая повествует о своем прошлом опыте, что предполагает дистанцию между «я» повествующим и «я» повествуемым, и постоянное чередование более ограниченной и менее ограниченной перспективы видения. Автор статьи также рассматривает сведенборгианские мотивы в романе «Дядя Сайлас». Обращение к Сведенборгу в романе Ле Фаню противопоставляет творчество этого ирландского прозаика позитивистской традиции, доминировавшей в викторианской литературе.

Ключевые слова: сенсационный роман, готические мотивы, сведенборгианизм.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 2 (6) 2014

 

Горбунова Наталья Николаевна

Некоторые результаты тезаурусного моделирования англоязычной терминосистемы сферы менеджмента

Аннотация: Статья посвящена особенностям структуры тезауруса англоязычной терминосистемы сферы менеджмента. Автор рассматривает семантико-парадигматические отношения, складывающиеся между англоязычными терминологическими единицами менеджмента, акцентируя внимание на наличии синонимов, антонимов, а также гипо-гиперонимической иерархии терминов.

Ключевые слова: тезаурус, модель, моделирование, терминосистема, менеджмент, синоним, антоним, гипоним, гипероним.

 

Буланкина Надежда Ефимовна

Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности профессионального образования

Аннотация: В статье представлено концептуальное видение современных подходов к совершенствованию поликультурной и полиязыковой информационно-образовательной среды (ИОС) отечественного профессионального образования. Проанализирована современная образовательная ситуация с точки зрения развития профессиональной школы в свете актуализации ее языковой составляющей. Рассмотрены наиболее эффективные способы и средства обновления профессионального иноязычного общения обучающихся через реализацию ключевых функций современных отечественных УМК по иностранным языкам в образовательном процессе.

Ключевые слова: поликультурный мир, целостное образовательное пространство, профессиональная школа, учебное языковое содержание, отечественные УМК по иностранным языкам.

 

Хотинская Анна Ивановна

Европейский Языковой Портфель как средство обучения

Аннотация: Статья посвящена анализу Европейского языкового портфеля. Автор рассматривает Европейский языковой портфель с культурологической и методологической точки зрения как средство обучения студентов на занятиях. Автор демонстрирует, как Европейский языковой портфель может быть использован для структурирования и систематизации учебного материала.

Ключевые слова: Европейский Языковой Портфель, автономия обучающегося, общеобразовательная компетенция.

 

Олянич Андрей Владимирович

Формирование лингвокультурной иноязычной компетенции и понимания места английского языка с сопряженными мировыми культурами в общей картине мира у школьников 9-11 классов – слушателей института непрерывного образования аграрного вуза средствами УМК издательств «Просвещение», «Express Publishing» и внеаудиторной работы

Аннотация: В статье рассматривается специфика формирования лингвокультурной компетенции у школьников 9-11 классов – слушателей института неприрывного образования аграрного вуза, которые по завершению ступени среднего образования становятся студентами вуза без сдачи ЕГЭ. Описываются процессы обучения английскому языку как языку для специальных целей данной категории обучаемых, анализируются учебно-методические комплексы, используемые в обучении.

Ключевые слова: лингвокультурная компетенция, культура, иностранный язык, картина мира, квант знания, учебно-методический комплекс, упражнение, язык для специальных целей, когнитивная сфера обучения.

 

Завадская Елена Витальевна

Стратегия эвфемизации в формировании политкорректного дискурса спецслужб (на материале официальных сайтов ЦРУ и МИ-5)

Аннотация. В статье рассмотрена коммуникативная стратегия эвфемизации как базовая в формировании политкорректного дискурса официальных интернет-ресурсов спецслужбы. Представлены группы эвфемизмов, позволяющие судить о новых коммуникативных тенденциях в дискурсивных практиках спецслужб – открытости и диалогичности.

Ключевые слова: дискурс, коммуникативная стратегия, политкорректность, эвфемизация, эвфемизм.

 

Загрязкина Татьяна Юрьевна

К вопросу о языке и лингвистическом разнообразии

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании и отражении в дискурсе о языке коллективных (социальных) представлений. Анализируется изменение образа французского языка и культуры в России как важный ресурс идентификации и самоидентификации человека и коллектива. Ставится вопрос о развитии языкового и культурного плюрализма в обществе и образовательных учреждениях.

Ключевые слова: дискурс о языке, коллективные (социальные) представления, образ французского языка в России, многоязычие, мультикультурализм.

 

Мигдаль Ирина Юрьевна

Культурная специфика семантического потенциала собственных имен в фэнтези текстах

Аннотация. Исследование специфики функционирования культурно-маркированных языковых единиц художественных текстов в стиле фэнтези привлекает внимание к именам собственным как источникам дополнительной информации о героях произведений. Целью данной статьи является раскрытие прозрачности внутренней формы собственных имен из англоязычной серии романов о Гарри Поттере и трудности ее сохранения при переводе на русский язык.

Ключевые слова: культурно-маркированные языковые единицы, имена собственные, внутренняя форма.

 

Чернякова Юлия Сергеевна

Комикс как вид художественного дискурса

Аннотация. В современной коммуникации особую значимость приобретают креолизованные тексты, в формировании содержания и прагматического потенциала которых взаимодействуют коды разных семиотических систем. Примером семиотически осложненных или креолизованных текстов является комикс. В статье рассматриваются коммуникативно-прагматические свойства и гетерогенные элементы структуры комикса как разновидности художественного дискурса.

Ключевые слова: дискурс, художественный дискурс, комикс, вербальные элементы, невербальные элементы.

 

Полякова Галина Михайловна

Дресс-код как культурный маркер английской лингвокультуры

Аннотация. Данная статья рассматривает лексические единицы, относящиеся к дресс-коду в английской лингвокультуре. Исследуемые ЛЕ раскрывают культурную самобытность Великобритании, где посещение мероприятий различного статуса по сей день остается традицией и соблюдение правил этикета в одежде его неотъемлемой частью.

Ключевые слова: лексические единицы, английская лингвокультура, дресс-код, одежда.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 1 (5) 2014

 

Гришаева Елена Борисовна

Национально-культурная специфика австрализмов (на примере австрал. “the bush”)

Аннотация. Статья рассматривает культурно-специфические характеристики одного из ключевых понятий австралийской лингвокультуры. В языке новых поселенцев Зеленого континента лексема «буш» получила дополнительное семантическое развитие. Контекстуальный анализ выявить динамику развития полицентричного английского языка и объективировать значение австрализма и лингвокультуремы «буш», соотносимых с историей, географией, психологией и менталитетом австралийской нации.

Ключевые слова: национальные словесные образы, язык и культура, безэквивалентная лексика, природно-географическая среда, буш.

 

Карпова Ольга Михайловна

Проект энциклопедического словаря культурного наследия: «Florence in the Works of World Famous People. Encyclopedic Associative Dictionary for Guides and Tourists»

словаря культурного наследия “Florence in the Works of World Famous People. Project of a Dictionary”, который основан на модели писательского ономастикона. За основу берётся принцип «гений места», когда имя известного человека связано с определенным городом, в данном случае – Флоренцией. Проводится описание мега-, макро- и микроструктуры словаря, особенностей формирования словника и лексикографической обработки антропонимов. Проект словаря осуществляется студентами-волонтерами и включает 10 российских университетов и 3 страны.

Ключевые слова: словарь, ономастикон, энциклопедия, мегаструктура, макроструктура, микроструктура, Флоренция, творчество, культура, ассоциация.

 

Полякова Галина Михайловна

Языковая личность в контексте сопоставительной лингвокультурологии

Аннотация. Данная статья ориентирована на рассмотрение языковой личности, как важного элемента сопоставительной лингвокультурологии. Так как сопоставительная лингвокультурология действует в русле антропоцентрической парадигмы, то она изучает как человек посредством языка получает представление о культуре, системе ценностей и морали.

Ключевые слова: сопоставительная лингвокультурология, языковая личность.

 

Богаткина Ольга Григорьевна

Внедрение перспективных методов преподавания иностранных языков – создание предпосылки интеграции филологии, философии, техники

Аннотация. В статье рассматривается процесс преподавания иностранных языков в техническом вузе с точки зрения перспективных методов обучения. Особое внимание уделяется необходимости системного подхода. Обоснованы интегративные подходы к исследованию языковой системы: влияние когнитивной науки на аналитическую философию и филологию. Показано, что логика связана с языком исключительным образом.

Ключевые слова: иностранные языки, преподавание, методы, системность, интеграция, логика.

 

Назаренко Алла Леонидовна

Новый формат университетского курса лекций: смешанное обучение

Abstract. The paper describes the experience of transforming a university lecture course by the integration of ICT: a face-to-face learning is blended with online learning at a distance. A learning environment of the course (a site created on Wikispaces.com), its structure, types of learning activities and pedagogical techniques applied are described. The results attesting to the efficacy of blended learning are summed up.

Key words: ICT in teaching and learning, blended learning, learning environment, pedagogical techniques, instructional design.

 

Цибизов Константин Сергеевич

Панорамность мышления и эмпатия преподавателя иностранных языков вуза как элементы оптимизации процесса обучения

Аннотация. Оптимизация процесса обучения иностранному языку связана с развитием определенных качеств преподавателя данной дисциплины. Среди таких свойств наиболее значимыми предстают панорамность мышления и эмпатия, заключающаяся в способности преподавателя видеть тематический фундамент занятия и помогать в его освоении через педагогическое соучастие, исходя в частности и из гендерных настроек обучающего. Данная статья посвящена анализу указанных свойств, а также рассмотрению некоторых методических приемов, где данные элементы визуализируются.

Ключевые слова: компетенции преподавателя, панорамность мышления, кластер, эмпатия, гендерное сглаживание.

 

Аванесян Жанна Генриховна

Метафора в английской и российской политической прессе (на материале сопоставительного изучения онтологической метафоры в английском и русском газетном дискурсе)

Аннотация. Статья посвящена сопоставительному изучению онтологической метафоры в английском и русском языках на материале английского и русского газетного дискурса. Выявляются универсальные когнитивные модели, и модели, обладающие спецификой, которая проявляется как качественно — через область-источник, так и количественно — через область метафоризации.

Ключевые слова: языковая картина мира, онтологическая метафора, семиотическая система, политический дискурс концепт, когнитивная модель, переосмысление, область источник, область метафоризации.

 

Наталия Витальевна Васюкова

Рекламный дискурс как вид институционального общения

Аннотация. В статье рассматривается рекламный дискурс военной сферы как разновидность институционального общения, определяются его цели, стратегии, а также параметры, задающие новые модели коммуникативного поведения.

Ключевые слова: рекламный дискурс, цели, стратегии, ценности, модельная личность.

 

Комина Наталья Анатольевна

Организационные стратегии самопрезентации в учебном дискурсе

Аннотация. В статье дана трактовка понятия самопрезентации как разновидности социального поведения, подчеркивается деятельностная природа этого явления, определены виды организационных стратегий самопрезентации обучающего, дано их краткое описание, определена роль самопрезентации в учебном дискурсе.

Ключевые слова: учебный дискурс, организационная стратегия, самопрезентация, коммуникативная интенция, дискурсивная стратегия.

 

Павлова Елена Владимировна

 

Влияние профессионально-статусных стереотипов на выбор коммуникативных тактик в текстах интернет-объявлений о вакансии

Аннотация. Статья посвящена анализу текстов интернет-объявлений о вакансии с точки зрения функционирования в них профессионально-статусных стереотипов. В статье выявлены основные коммуникативные тактики и способы их реализации, выделенные тактики разделены в соответствии с их функционированием в объявлениях о вакансии определенного звена.

Ключевые слова: интернет-объявление о вакансии, профессионально-статусный стереотип, коммуникативная тактика.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 4 (4) 2013

Назаренко Алла Леонидовна
Скакунова Виктория Александровна
Борукаева Мария Владимировна
Дионисиади Ника Николаевна
Ермуш Анастасия Дмитриевна
Шелехов Дмитрий Михайлович
Ярошук Мария Владимировна

Педагогический потенциал международного телекоммуникационного проекта «Культура для взаимопонимания» (на примере совместного проекта четырех стран, организованного ФИЯР МГУ)

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению конкретного опыта организации и проведения телекоммуникационного межкультурного проекта, объединившего пять университетов из четырех стран СНГ: России, республики Беларусь, Казахстана и Украины. Целью является знакомство с культурными особенностями соседствующих с Россией народов для достижения большего взаимопонимания и сохранения русского языка как lingva franca на территории бывшего СССР, что важно для конструктивных контактов этих стран в самых разных областях. Описывается метод проектов как педагогическая технология, способствующая развитию профессиональных компетенций учащихся. Приводятся отзывы самих участников проекта.

Ключевые слова: телекоммуникационный проект, метод проектов, конструктивизм, социокультурная компетенция, профессиональная компетенция

 

Зимняя Ирина Алексеевна

Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы компетенции и компетентности как основ компетентностного подхода в современном образовании. Автор рассматривает данные явления с разных ракурсов, дает историческую характеристику их появления, современную трактовку данных терминов, описывает их место в современной образовательной среде и значение для современной педагогики. Автор придерживается точки зрения, что «компетенция» — это задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения, а «компетентность» — это то, что мы получаем в результате обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, компетентностная структура

Максимова Инна Радиславовна
Мильруд Радислав Петрович

Грамматическая компетенция учащихся с позиции когнитивной науки

Аннотация. C позиций когнитивной науки в статье рассматривается грамматическая компетенция учащихся, представленная в виде семантической сети концептов, категорий, прототипов, фреймов, сценариев, схем, усвоенных как знания и грамматические навыки.

Ключевые слова: грамматическая компетенция, когнитивная модель, концепты, категории, прототипы, фреймы, сценарии, схемы, семантическая сеть.

 

Мнацаканьян Анна Никитична

Важность обучения фразеологическим единицам для успешного освоения иноязычной речи и культуры

Аннотация. Фразеология раскрывает национальный характер, своеобразие культуры и ментальной картины мира. Роль фразеологических единиц и то значение, которое они играют в процессе овладения чувством языка, трудно переоценить. Поэтому, ничто так не важно для развития чувства языка, как изучение именно фразеологических единиц (далее — ФЕ), лучше всего отражающих народное мышление и, будучи образными и метафоричными, оживляющих речь и   развивающих творческое мышление, давая то ощущение свободы, которое является критически важным в процессе освоения иностранного языка. Являясь смысловыми центрами текста, фразеологические единицы ярче, чем лексические, характеризуют личность. Личностно-ориентированная фразеология составляет 95% всей фразеологии, ее предметом является личность. Исследование смысловых систем фразеологических единиц, характерных для личностно — ориентированного общения, способствует предоставлению систематизированной и полной информации, достаточной для создания ориентировочной основы соответствующих речевых действий. Обучение личностно-ориентированной фразеосемантике при обучении иностранному языку намного эффективнее проходит в системе смыслового поля, чем изучение этих же ФЕ без системы, ибо учитывает особенности человеческой индивидуальности в восприятии иностранного языка и иноязычной культуры.

Ключевые слова: фразеосемантика, личностно-ориентированная фразеология, фразеологические единицы, обучение языку, национальная ментальность, творческое мышление, семантические поля, чеповек-ориентированное общение.

 

Сафонова Виктория Викторовна

Социокультурный подход: ретроспектива и перспективы

Аннотация. В статье рассматривается ряд ключевых понятий социокультурного подхода к обучению языкам и их изучения, включая такие, как межкультурное общение социокультурный контекст обучения неродным языкам и социокультурный контекст изучения современных языков, билингвальная коммуникативная компетенция и социокультурная компетенция как одни из ее компонентов. С позиции социокультурного подхода рассматриваются важнейшие характеристики иностранного языка как учебной дисциплины, обращается внимание на степень его социализирующего воздействия на мировосприятия современного студента и те социокультурные факторы, которые могут приводить к позитивным или менее позитивным результатам в процессе социокультурного образования средствами иностранных языков. В ней также обсуждаются вопросы в отношении междисциплинарной базы социокультурного подхода, роли и места культуроведения как неотъемлемой характеристики современной культуроведчески-ориентированной языковой педагогики, методические пути поэтапного развития студента как успешного и равноправного участника межультурного общения в разных социокультурных контекстах.

Ключевые слова: культуроведчески-ориентированная языковая педагогика, социокультурный подход, социализация, межкультурная коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция социокультурный контекст обучения языку и изучения языка, диалог культур и цивилизаций, проблемные задания.

 

Максименко Ольга Ивановна

Вариант лингвистического обеспечения информационно-поисковых систем

Аннотация. Статья посвящена описанию одного из вариантов лингвистического обеспечения информационно-поисковой системы на примере многоязычной ИПС КАСКАД. Особое внимание уделяется структуре формирования и обработке запросов к БД, описанию встроенных словарей системы, как словаря основ, так и словаря словосочетаний.

Ключевые слова: информационно-поисковая система, лингвистическое обеспечение, словарная компонента, стоп-слова

 

Тер-Минасова Светлана Григорьевна

 Практика перевода в условиях Железного занавеса

 Аннотация. В статье автор описывает трудности и проблемы, с которыми сталкивались переводчики в СССР, основываясь на личном опыте.

 

Хухуни Георгий Теймуразович
Осипова Анна Александровна

 О понятии «официального перевода» Библии

 Аннотация. В статье рассматривается вопрос о применении понятия «официальный перевод» в отношении существующих версий Библии. Термины «официальный» и «канонический» перевод – близкие, но не тождественные. Потому их использование в каждом конкретном случае требует уточнения. Анализируется вопрос о возможных подходах к созданию нового «официального» перевода и преемственности между ним и текстом Синодального перевода.

Ключевые слова: текст, Синодальный, перевод, Библия, официальный, версия, преемственность.

 

Валуйцева Ирина Ивановна
Леонова Елена Васильевна

Методология описания языковой ситуации в британской социолингвистике

Аннотация. В данной статье рассматривается методика проведения социолингвистических опросов, разработанных и проведенных в конце XX века британскими учеными для изучения языковой ситуации в Лондоне, а именно, выявления языков и количества их носителей, для которых английский не является родным. Рассматривается критика этих исследований, указываются направления комплексного изучения мультилингвизма жителей Лондона.

Ключевые слова: социолингвистический опрос, языковая ассимиляция, мультилингвизм, миноритарные языки.

 

Хроменков Павел Николаевич
Максименко Ольга Ивановна

Исследование конфликтогенных текстов методом контент-анализа: история и современность

Аннотация: Статья посвящена истории возникновения, развития и современного состояния одного из методов анализа текстов, а именно контент-анализу. Данный метод позволяет достаточно объективно оценивать конфликтогенность текстов СМИ по количественным и качественным параметрам.

Ключевые слова: текст, конфликт, контент-анализ, количественный, категория.

 

Лариса Феликсовна Компанцева

 Тренды интернет-коммуникации: формирование парадигмы

 Аннотация. Интернет-коммуникация рассматривается как развивающаяся парадигма, становление которой определяют следующие тренды: конвергентность и формирование понятийного аппарата гиперкатегориями; сетецентричность; мобилизационность; усиление диалогичности; формирование общественного мнения на основе возможностей гипертекста; асимметричные коммуникации; вербализация в гипертексте концептов, значимых для сетевого сообщества.

Ключевые слова: асимметричные коммуникации, интернет-коммуникация, конвергентность, мобилизационность, сетецентричность.

Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики № 3 (3) 2013

 

Самойленко Юлия Петровна

Дидактические принципы обучения будущего учителя – филолога средствами информационных технологий в процессе профессиональной подготовки

Аннотация. В статье раскрываются дидактические принципы обучения будущего учителя – филолога средствами информационных технологий в процессе профессиональной подготовки. Рассматриваются основные характеристики общих и специфических дидактических принципов. Основываясь на анализ научной литературы и собственные наблюдения, очерчено преимущества информационных технологий обучения и трудности их внедрения в процесс профессиональной подготовки будущего учителя – филолога.

Ключевые слова: информационные технологии, дидактические принципы, профессиональная подготовка, учитель – филолог.

 

Калинина Лариса Вадимовна

Профессиональная социокультурная подготовка будущего учителя иностранного языка в языковом педагогическом ВУЗе

Аннотация. В данной статье затрагивается проблема профессиональной социокультурной подготовки будущего учителя иностранного языка в языковом педагогическом ВУЗе. Автор рассматривает методическую мастерскую как эффективное средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Ключевые слова: профессиональная социокультурная компетентность, предметная компетентность, методическая мастерская.

Кузьменкова Юлия Борисовна
Лосева Алла Владимировна

Подготовка письменных научных проектов и их презентация на английском языке

Аннотация. В статье рассматриваются через призму прагматики проблемы эффективной англоязычной презентации научных проектов студентов и аспирантов. Приводится краткий обзор культурных различий между русской и англо-американской традициями, анализируются некоторые типичные ошибки, препятствующие взаимопониманию, и обсуждаются преимущества нового подхода к подготовке письменных работ и их презентаций на английском языке.

Ключевые слова: презентации научных проектов, культурные различия, прагматическая компетенция, научное письмо, эффективная коммуникация.

 

Кузьмина Татьяна Александровна

Преподавание академического английского языка студентам начального и старшего курсов бизнес информатики НИУ ВШЭ с использованием голосовых технологий Web2 в системе управления обучением LMS eFront

Аннотация. В работе исследуются возможности использования голосовых технологий Web2 для улучшения компетенции говорения студентов начального и старшего курсов бизнес информатики национального исследовательского университета Высшая школа экономики в формате смешанного обучения при подготовке к академическому модулю экзамена IELTS и защите устной части выпускной квалификационной работы ВКР. Выбранные технологии совместимы с системой управления обучением и существенно улучшают компетенции говорения.

Ключевые слова: Web2, голосовые технологии, компетенции, IELTS, LMS.

Богданова Людмила Ивановна

Проблема лакун в преподавании русского языка

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с существованием лакун – своего рода “белых пятен”, причиной которых является культурная, семантическая, эмоциональная “несимметричность” мировидений, представленных в разных языковых картинах мира.

Ключевые слова: лакуны, преподавание русского языка, языковая картина мира.

 

Сазонова Татьяна Александровна

Экспрессивный потенциал сложного слова и его реализация в художественной литературе

Аннотация: В данной статье экспрессивный потенциал сложного слова рассматривается на двух уровнях: микро — и макроконтекста. Под микроконтекстом понимается словообразовательная модель словосложения, которая благодаря своей морфологической и семантической структуре, не только передает предметно-логическое значение, но также участвует в создании таких экспрессивно-образных средств, как метафора, метонимия, сравнение, оксюморон. Экспрессивность, приобретаемая сложным словом как целостной лексической единицей в более широком контексте, может быть основана на структурных особенностях синтаксически сложных слов, обыгрывании составляющих компонентов, их повторов, редупликации, рифмовки и т.д.

Ключевые слова: словосложение, сложное слово, экспрессивность, стилистический прием, метафора, метонимия, сравнение, оксюморон, каламбур.

 

Чеснокова Ольга Станиславовна

«Кармен» П. Мериме в парадигме интертекстуальности

Аннотация. На материале новеллы Проспера Мериме «Кармен» (1845) рассмотрены проблемы интертекстуальности: взаимодействие текстов внутри текста, соотношение языковых кодов, интерпретация исходного текста в различных видах искусства и др. Рассмотрены заимствования из испанского, баскского, цыганского, латинского, греческого языков, цыганские и испанские пословицы, их перевод и модели их текстовой комбинации, аллюзии испанской, баскской и цыганской культур.

Ключевые слова: Мериме, «Кармен», интертекстуальность, заимствования, эстетика.

 

Ильина Виолетта Александровна

Категория темпоральности в языке

Аннотация. В рамках данной статьи описываются три возможных способа репрезентации категории темпоральности в языке, а именно овнешнение исследуемой категории как компонента структуры содержания слова, контекста и содержания ситуации, что послужило основой для выделения контекстуально-темпорального значения, ситуативно-темпорального значения и их видов.

Ключевые слова: значение долговременности, значение кратковременности, ситуативно-темпоральное значение, контекстуально-темпоральное значение, категория темпоральности.

 

Ахренов Алексей Владимирович

Национально-культурная специфика метафорического осмысления мира (на материале национальных вариантов испанского языка)

Аннотация. В данной статье рассматривается национально-культурная специфика метафорического использования фитонимов и зоонимов в разных национальных вариантах испанского языка. Каждый национальный вариант полинационального языка членит реальность по-свое¬му и таким образом устанавливает элементы реально¬сти, свойственные только данной нации. Отбор признаков, ложащихся в основу метафорического употребления фитонимов и зоонимов, национально специфичен.

Ключевые слова: испанский язык, национальный вариант, языковая картина мира полинационального языка, фитонимы, зоонимы, метафорическое употребление.

 

Лариса Николаевна Лунькова

Формальная трудность или объективное препятствие?

(К проблеме понимания и интерпретации художественного текста)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем интерпретации художественного текста с точки зрения теории коммуникации. Чтение и понимание текста на иностранном языке анализируются как процесс и результат коммуникативного акта. В этой связи неизбежные смысловые потери и трансформации отождествляются с коммуникативным сбоем.

Ключевые слова: понимание, интерпретация, коммуникативный акт.

Яковлева Светлана Анатольевна

Испанский язык как полинациональный

Аннотация. В статье анализируется становление и развитие концепта «полинациональный язык», предлагается его новая дефиниция и аргументируется применительность данного понятия к современному испанскому языку на основе таких основополагающих критериев как демография, лингво-культурологические особенности и развитость литературного языка.

Ключевые слова: полинациональный язык, испанский язык, демографический критерий, лингво-культурологические особенности.